Мы мчались быстрее ветра… — «Динамо»
«Динамо»

Мы мчались быстрее ветра…

         Велосипедный спорт в Иркутском «Динамо», начиная с 30-х годов был одним из популярных видов спорта. Трудно передать ту праздничную атмосферу, которая царила на стадионе, велотреке и вокруг стадиона «Динамо» в середине 30-х годов в выходные и праздничные дни. В парковой зоне вдоль р. Ушаковки на волейбольных, баскетбольных, городошных площадках кипели страсти – играли на вылет. А вокруг площадок  яблоку  негде было упасть. Стояли в очереди, чтобы сыграть с очередным победителем. На гребном канале, соединенном с речкой Ушаковкой, те, кто помоложе, гонялись на лодках на перегонки. Более старшее поколение, не спеша помахивая веслами, наслаждались праздничной атмосферой, мелкота, пришедшая с бабушками и дедушками с визгом и брызгами увлекались водными процедурами в бассейне. Чуть в сторонке, в углу танцплощадки, играл духовой оркестр, приподнимая и без того праздничное настроение. Будущие железнодорожники отправлялись на детскую железную дорогу, которая змейкой тянулась вдоль речки. Любители же острых ощущений, не раздумывая шли к велотреку, где велосипедисты на бешеных скоростях разыгрывали призовые места.

       История иркутского велоспорта имеет глубокие корни. Как ни странно, но велосипедный спорт в сибирской глубинке зародился еще в 18 веке. В 1892 году энтузиасты Юзифович, Белинский, Петров, Подкаменный, Шемякин создали Иркутское общество велосипедистов любителей (ИОВЛ). Справедливости ради следует заметить, что на начальной стадии жители города, в прочем как и местная пресса, к велосипедистам отнеслись негативно. Как им казалось, разъезжая на своих железных конях, велосипедисты мешали горожанам, особенно в местах отдыха. Однако, в скором времени, организуя захватывающие состязания, которые к тому же сопровождались цирковыми трюками на велосипедах, они сумели склонить чашу весов в свою пользу. Популярность велосипеда особенно возросла, когда в Иркутске, силами «Общества велосипедистов», был построен «циклодром», там же сдан в эксплуатацию велотрек. По сути это было единственное велосипедное спортсооружение в Сибири. Велосипедный спорт в те годы являлся спортом номер один. После революции и гражданской войны, велоспорт сдал свои позиции. И только в середине 30-х годов 20 века, когда по инициативе и активном участии начальника управления ОГПУ И.П. Зирниса – латыша по национальности, к тому же большого любителя велоспорта и являясь его знатоком. В Иркутске на стадионе «Динамо» был построен и сдан в эксплуатацию в 1934 году велотрек. Без всякого преувеличения, рижские проектировщики и местные умельцы построили сооружение мирового уровня.

     Справедливости ради следует отметить и тот факт, что комиссар И.П. Зирнис, добропорядочный и целеустремленный человек не только непосредственно контролировал строительство стадиона и трека в частности, но частенько сам, засучив рукава, не чураясь черновой работы, принимал самое активное участие в строительстве, увлекая личным примером сотрудников. Целеустремленность и высокая мотивация всего коллектива позволили в очень короткие сроки построить уникальное, по тем временам, спортсооружение.

       Соперничать с иркутским треком, построенным из местной лиственницы, в заготовке которой участвовали и осужденные местных лагерей, могли только «Форо-Италико» в Риме и «Вигорелли», построенный в Милане.

        Несмотря на отсутствие высококвалифицированных специалистов, велосипедный спорт на треке приобрел широкую популярность.  Помимо динамовских секций, велоспорт начали культивировать спортивные общества: «Медик», «Металлург», «Спартак», «Локомотив», «Трудовые резервы», «Буревестник», «Авангард». Самыми титулованными спортсменами Приангарья из первой плеяды велогонщиков были В. Батаен – Заслуженный мастер спорта СССР, Заслуженный тренер СССР, уехавший затем в Ленинград, В. Капитонов, позднее Р. Чижиков – Заслуженный мастер спорта СССР, участник Олимпийских игр в Мельбурне (1956 год) выступал в командной гонке преследования на 4000 метров. К сожалению, начавшаяся Великая Отечественная война  прервала поступательное движение развития видов спорта и рост спортивных результатов.

             В послевоенный период велоспорт на треке приобрел второе дыхание. Наряду с велогонщиками, на трек пришли заниматься многие ведущие конькобежцы области: Вронский, Русин, Семенов, Чепиг. Опытные тренеры Л.Г. Клыпин, Д.Д, Шишовских. Главным и стержневым звеном, вокруг которого формировался костяк сборной команды «Динамо», оставался ветеран динамовского движения Анатолий Варфоломеевич Шейко.

         Настоящий бум в развитии велоспорта начался с середины 50-х годов. В 1955 году динамовский трек принимал сильнейших спортсменов страны. При громовой поддержке зрителей, рекорды сыпались как из рога изобилия. Небывалое явление, что ни заезд, то рекорд. Было установлено 72 всесоюзных и 8 мировых.

          В ударе были и иркутские гонщики. Зинаида Тюменцева установила мировой рекорд на дистанции 100 км., Лариса Кузнецова – на дистанции 1 км., Эдуард Одяков на 200 м. с ходу показал результат 11,9 секунд, что превышало мировой рекорд итальянца Пинорелло – 12,0 секунд. Леонид Чумилович – завоевал бронзовую медаль всесоюзного первенства на дистанции 4 км.

        Прошедшее первенство страны с участием иркутских велогонщиков, вселило в них уверенность в собственных силах. Стартуя на чемпионате ЦС «Динамо» в г. Тула, Э. Одяков, Л. Чумилович, А. Черемных поднялись на верхнюю ступень пьедестала почета.

           Сборная Иркутской области, костяк которой составляли динамовцы: Э. Одяков, Л. Чумилович, Б. Чикишев, А. Болдырев, П. Беляев, Ю. Кустов, А. Радзиминович, К. Крючков, В. Никифоров, В. Тютрин, С. Журавлев, Г. Плохотник, В. Еременко, С. Ефременко, Н. Волченков, Г. Смотльников, Г. Величко, В. Кудрин, А. Горячев, В. Афанасьев. Гонщицы: Э. Василькина, Н. Глинкина, М. Беляева, А. Черемных, В. Жукова, В. Хамкалова, Н. Тютрина. Эта динамовская велосипедная гвардия, многие годы выступая под динамовским флагом, мчались быстрее ветра, скажет один из ветеранов. Прославляя спортивную честь Приангарья и Иркутского «Динамо». Есть и такие, кто закончив активные выступления, связали свою дальнейшую судьбу с коллективом «Динамо».

          Маргарита Беляева (Юшманова), мастер спорта СССР, Отличник физической культуры, чемпионка Россовета «Динамо» и РСФСР, работая тренером, подготовила Сергея Журавлева – чемпиона Спартакиады народов СССР, он же завоевал бронзовую медаль чемпионата мира в спринтерской гонке. Перейдя на должность директора Дома спорта «Динамо», вот уже более 20 лет делает все, чтобы спортсооружение всегда было готово радушно принять своих посетителей.

            Надежда Глинкина – в свои 15 лет крушила все рекорды, принадлежащие девушкам этой возрастной группы. В 17 лет стала чемпионкой СССР среди девушек. В 1968 году Иркутские динамовки Надежда Глинкина, Эльвира Василькина, Альбина Полянская, Маргарита Беляева в г. Тула на чемпионате Россовета «Динамо» в гонке с выбыванием, по всем статьям победили непревзойденных тулячек — хозяек трека.

            Оставив своего верного «друга» велосипед, Надежда Борисовна – посвятила себя тренерской работе. Среди ее воспитанников Мастера спорта – Надежда Тютрина, чемпионка СССР среди девушек, Валентина Хамкалова – чемпионка ЦС «Динамо», Вера Жукова, Виталий Афанасов – чемпионы Россовета «Динамо».

          Надежда Борисовна – Мастер спорта СССР, отличник физической культуры, активно продолжает работать в ветеранском движении «Динамо». Ветераны велосипедного спорта «Динамо» всегда добрыми словами вспоминают своего руководителя – Толкачева Вадима Семеновича, участника Великой Отечественной войны, многие годы проработавшего заместителем председателя Регионального спортобщества «Динамо». Как он с любовью и заботой относился к спортсменам. Непосредственно участвовал в подготовке и проведении соревнований. Решал вопросы материально-технического обеспечения велосипедистов.

           Сегодня приходится сожалеть, что некогда популярный и любимый вид спорта, иркутянами вспоминается в прошедшем времени.

Пролистать наверх